С третьего февраля в нашем Доме на социальной реабилитации находится удивительный человек, можно даже сказать живая легенда, водитель семи Командующих ВДВ (в период с 1962 по 2003 гг.) – гвардии ефрейтор Котровский Николай Степанович.

Много что он видел на своём, в прямом смысле, веку. В прошлом 2024 году Николаю Степановичу исполнилось 97 лет !!! Но несмотря на свой солидный возраст он остаётся очень активным и самое главное он полон оптимизма и планов на будущее.
Родился Николай Степанович 3 сентября 1928 года в селе Коровка Сапожсковского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. В 1936 году пошёл в первый класс школы № 4 города Рязани. Там и застала тринадцатилетнего пацана война. Школу отдали под госпиталь, а учеников готовили на эвакуацию в Куйбышев (теперь Самара), но не хотел Николай ни куда уезжать из родных мест, поэтому совершил побег и пришёл в свою Коровку. С ранних лет родители, Степан Семёнович и Анна Антоновна, приучили к труду.

В годы военного лихолетья подростком, Николай Степанович, мог выполнять любую крестьянскую работу. Он и пахал и косил, боронил, сеял и молотил, возил на подводах собранный хлеб. Когда скирдовали сено, взрослые всегда посылали Кольку наверх укладывать углы скирды, уж очень ловко он с этим делом управлялся. Шестнадцатилетним пареньком он занимался лесозаготовкой, ему с такой же молодой девушкой Фаей приходилось грузить и отвозить тяжёлые брёвна, предназначенные для стропил в шахты.
Осенью 1945 года, уехал Николай в Москву к бабушке Аксинье, отучился в автошколе, но так как практики вождения не было, а были только курсы теории устройства автомобиля, будущий ас устроился на автокомбинат на Красной Пресне, где на «полуторке» демобилизованные солдаты – фронтовики обучали таких вот «Колек» азам управления автомобилем. Получил водительские права водителя – стажёра. И с этим документом отправился юноша в г. Сапожок. Работал по специальности в автоэкипаже, старшей была девушка – водитель Прасковья, которая молодому стажёру привила любовь к автомобилям. Через некоторое время Николай сдаёт экзамен и получает полноценное водительское удостоверение. Глядя на то, как порой получают права в наше время, задумываешься, а не ввести ли такие, послевоенные правила сейчас.
На многих машинах пришлось поработать Николаю Степановичу до призыва в армию, на ГАЗ АА, на Dodge и GMC.
В 1948 году по призыву попадает рядовой Котровский в войска ПВО, на охрану столицы в местечко Ленино-Дачное (сейчас район Царицыно). По окончанию обучения в полковой школе получил ВУС водитель – дизелист. В обязанности кроме вождения входило еще и обслуживание дизельного генератора, а так же своевременная подача электроэнергии к большим прожекторам для освещения ночного неба над Москвой. Ну а в качестве водителя, уже к тому времени ефрейтор Котровский, гонял на Studebaker, перевозил пушки и снаряды.
После демобилизации Николай Степанович и автомобиль уже не расставались. В 1951 году он устраивается водителем в Институт Военной Медицины и проработал в нём десять лет.
С 1961 года начинается новый период в жизни нашего героя, который крепко связывает его с ВДВ. По рекомендации старых водителей – фронтовиков, которые уходили на заслуженный отдых, Николай Степанович переходит на работу в автобазу Министерства Обороны в колонну ВВС. Проработав совсем немного времени на новом месте, по совету одного из приятелей – шоферов Николая Степановича принимают водителем к недавно повторно занявшему должность Командующего ВДВ Василию Филипповичу Маргелову. Пятнадцать лет возил Николай Степанович нашего БАТЮ. Много историй рассказал Николай Степанович из своей многолетней работы с Василием Филипповичем. Со смехом вспоминает «…сам я человек некурящий, но страдал от обилия выкуренных в машине папирос четой Маргеловых. Курил и сам Командующий и его супруга Анна Александровна». О супруге Василия Филипповича Николай Степанович вспоминает с сыновним уважением «…когда привозил их на дачу, то никогда Анна Александровна, не отпускала меня, не накормив и не напоив чаем. Очень хорошая была женщина.»
Помнит Николай Степанович трагическое происшествие под Рязанью 26 мая 1976 года.
«Только вернулся в Москву, после того как отвёз Василия Филипповича на отдых на дачу во Внуково. Слышу, в машине звонит телефон. Беру трубку. Голос оперативного дежурного — «Срочно возвращайтесь за Командующим, а уже с ним заберёте на Рязанском шоссе группу офицеров и следуйте курсом в Рязань, там трагедия».
Оказалось, во время освоения училищем десантирования из самолета АН-22, из-за погодных условий и халатности погибли курсанты 2 взвода 1 роты и 2 взвода 2 роты РВВДКДКУ.
Подробно о трагедии здесь: (https://ok.ru/ryazantells/topic/153112208497574).

На мой вопрос, каким всё-таки, он помнит Василия Филипповича, Николай Степанович ответил: «…человеком он был немногословным, как говорится «нашёл молчит и потерял молчит». Но были, конечно, и смешные эпизоды, и это уже не солдатская байка, а что ни есть настоящая быль.

Приезжаем мы с Василием Филипповичем, в Псков, в 76 дивизию. Ходит он по офицерскому городку, смотрит на дома офицеров, детский сад для ребятишек и вдруг видит, солдатик траву красит. «Чем занят, сынок ?» – спрашивает Командующий. Боец голову поднял…ба…Батя перед ним. «Так… прапорщик Перепеличко приказал траву покрасить, Командующий приезжает, то есть Вы» — отвечает солдат. « Ты сынок, скажи своему прапорщику, что он чудак (определение изменено, по этическим нормам), на всё нужно ум и бЕреж, а то сядешь «с…ь» (справлять большую нужду) и «х» (известное русское слово из трёх букв) «об…ь» (синоним слова испачкать).»- высказал своё мнение об этом прапорщике Батя.
Пятнадцать лет прослужил Николай Степанович у Василия Филипповича.
Да есть, что вспомнить.
В 1979 году сменился Командующий ВДВ, но не сменился водитель Командующего. И возил Николай Степанович, Командующих по гарнизонам и совещаниям, полигонам и аэродромам ещё долгих 24 года. Крайним Командующим для него был Шпак Георгий Иванович.
С 1961 по 2012 года доверяли Николаю Степановичу свою жизнь, усаживаясь в удобные пассажирские кресла «Побед», «ЗиСов», «ЗиМов», «Волг» и «Чайек» Командующие, начальники штабов войск и другие военные деятели СССР и современной России. И не про кого из них он не скажет дурного слова, обо всех своих высокопоставленных пассажирах говорит уважительно и с теплотой.
Лично я знаком с Николаем Степановичем уже несколько лет, познакомился 2 августа 2020 года, и очень горжусь и дорожу этим знакомством.
Здоровья тебе уважаемый Николай Степанович и долгих лет жизни. Живи и удивляй нас своим оптимизмом и тягой к жизни.